Маркетинг в клинике можно разделить на 3 составляющие:
1. Привлечение первичных пациентов
2. Удержание пациентов.
3. Стимулирование рекомендаций.
Ниже подробный разбор всех трех этапов.
Привлечение первичных пациентов.
Ваше первое касание с клиентом начинает с баннера в медийной рекламе или с поста в инстаграмме или с объявления в контекстной рекламу. Не все, кто увидел баннер кликнут по нему. В среднем на 1000 показов баннера кликают 1%. Отношение кликов к показам называют СТР объявления. После клика по баннеру пользователь попадает на конвертор, страницу захвата, лендинг пейдж или другую конверсионную страницу.
Для привлечения клиент как правило используют сайт или посадочную страницу (landing page), в некоторых случаях посадочной страницей может быть ваш оформленный профиль в инстаграм или в соц.сетях.
Все пользователи, которые заходят на сайт мы назовем трафиком. Трафик мы получаем из контекстной рекламы, сео, смм, таргетинг. Не все, кто зашел на сайт или посадочную страницу оставляют заявку. Из 100 посетителей сайта, заявку на обратный звонок или консультацию оставляют 5 – 10 посетителей.
Здесь появляется первый важный показатель, который должен отслеживать владелец клиники или штатный маркетолог – конверсия сайта. Конверсия сайта первый этап воронки продаж. Если из 1000 зашедших на сайт заявку оставили 50, конверсия сайта = 5%. Тех, кто оставил заявку или позвонил в клинику с вопросом мы назовем лидом.
На привлечение 1000 посетителей вы заплатили 40000 рублей. Клик вам стоил 40 рублей (40000 рублей / 1000 посетителей), а лид 800 рублей (40000 рублей / 50 лидов).
Над показателем конверсии сайта можно работать: внедрить кол-бэк, поставить онлайн консультанта на сайт, сделать спец.предложения, почистить входящий трафик и т.д.
Давайте посчитаем второй сценарий. Мы поработали над конверсией сайта и теперь из 1000 посетителей получаем 100 лидов, конверсия сайта 10%. При тех же затратах на рекламу мы стали получать в 2 раза больше лидов, чудеса да и только. Стоимость лида закономерно снижается в 2 раза с 800 рублей до 400 рублей.
Дальше задача администратора или менеджера кол-центра превратить лид в пациента. По статистики из 100% записавшихся на услуги доходят до клиники лишь 30%. Куда пропали другие 70%? Здесь скрыт огромный потенциал для роста выручки клиники: внедрение скриптов и правильный KPI для кол-центра должны увеличить количество пришедших в клинику.
Появляется второй этап воронки продаж и второй показатель конверсии из лида в пациента. Например из 50 лидов в клинику по факту пришли 10 пациентов и оплатили первичный осмотр или прием или любую услугу стоматологии. В таком случае конверсия кол-центра из лида в пациента составляет 20%.
Продолжим наши расчеты. Вы потратили на рекламу 40000 рублей и получили 10 пациентов, стоимость пациента составит 4000 рублей. К примеру вы сделали осмотр, снимки или чистку по скидке за 2000 рублей. Что в таком случае? Реклама не работает и не окупается? Ответы на эти вопросы ниже, а пока спойлер: 90% прибыли клиники лежит в следующих двух этапах воронки.
Давайте посчитайте альтернативный сценарий, при котором вы улучшили конверсию кол-центра и теперь из 50 лидов в вашу клинику пришли 25 пациентов. Конверсия кол-центра составила 50%, а стоимость пациента снизилась на 20%, с 2000 рублей до 1600 рублей. Теперь вы как владелец клиники должны понимать, что каждый кто вошел в день вашей клиники стоит вам 1600 рублей, даже если это бесплатный осмотр.
На первичном осмотре или пробной процедуре многие врачи или менеджеры не стараются сделать up-sale (ап-сейл). Есть десятки методик и техник, это тема отдельной статьи, однако представьте, что перед вами сидит пациент, за которого вы заплатили 1600 рублей и он пришел на бесплатный осмотр, вы можете прямо здесь и сейчас его монетезировать и как минимум отбить вложения в маркетинг.
После того, как пациент, который в первый раз к вам пришел и заплатил деньги за услугу, переходит на следующий этап воронки и следюущий этап маркетинга – удержание клиентов.